ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Железнодорожная перевозка грузов выступает традиционно важным направлением в системе организации перевозки грузов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2023 году грузооборот на железнодорожном транспорте превышает грузооборот на водном пространстве или в воздушном.
Система железных дорог в России одна из самых развитых в мире. При Николае I 30 октября (11 ноября) 1837 г. в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском.
Развитие железной дороги в России продолжается и в настоящий момент. Стратегия инновационного развития железнодорожного транспорта осуществляется в 2 этапа:
1. 2008 – 2015 гг. – ускоренная модернизация подвижного состава, повышение нижних ограничений скорости до 60 км/ч. Увеличение скоростей в пассажирском сообщении на 15 км/ч. Инновации предусматривают внедрение глобальной навигационной системы ГЛОНАСС на железных дорогах, цифровой связи радиочастотного диапазона 900 МГц, создание системы моделирования процесса движения в режиме реального времени, увеличение доли тяжеловесных поездов массой 10 – 12 тыс. т. и более, создание подвижного состава и инфраструктуры поездов со скоростью 350 км/ч.
2. 2016 – 2030 гг. – динамичное расширение сети железных дорог, сохранить лидирующие позиции в сфере грузовых железнодорожных перевозок в Европе, повысить привлекательность железнодорожного транспорта для клиентов, увеличить перевозки грузов к 2030 году на 500–800 млн. т.
Экономика России исторически концентрировалась в европейской части. Ее основные связи и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг, где расположены крупнейшие порты, основные торговые партнеры.
Одна из главных задач – обеспечить надежную транспортную связь европейской части России с ее восточными районами.
Железнодорожная отрасль должна выступать в качестве локомотива для успешного экономического развития Российской Федерации, дать мощный импульс развитию смежных отраслей экономики – электротехнической промышленности, энергетики, связи, строительного производства и т.д.
Учитывая вышесказанное, существует фактор, который оказывает негативное влияние на развитие железнодорожной отрасли и, соответственно, на экономическое развитие страны, а именно – коррупция.
В 2023 году следователями Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России было возбуждено 143 уголовных дела коррупционной направленности в отношении сотрудников сферы железнодорожных перевозок, 111 из которых направлено в суд, что больше, чем 2022 году, на 41 уголовное дело. Генерал-майор юстиции, руководитель Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Выменец П.С. отметил, что коррупционные преступления, на которые идут некоторые сотрудники сферы железнодорожных перевозок, достаточно разнообразные: от взяток за составление справок по техническому состоянию локомотивов до общего покровительства по службе. Поэтому есть необходимость обратить особое внимание на противодействие коррупции в сфере железнодорожных перевозок.
Для формирования понимания что подразумевается под определением «коррупция» обратимся к понятийному аппарату. Легальное определение «коррупции» закреплено в п. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Коррупция – явление общественно опасное, которое наносит экономический урон тому или иному Обществу, развитию какой-либо отрасли, железнодорожной в том числе, но в первую очередь государству. Негативные последствия проявления коррупции не ограничиваются только лишь нарушением нравственности и материального состояния граждан, формированием кризиса доверия, снижением эффективности государственной власти, коррупция подрывает авторитет ее институтов и существенно снижает престиж государства в целом.
В юридической и специальной литературе понятия коррупции и коррупционных правонарушений трактуются не однозначно, что связано с многоаспектностью ее проявлений [3]. Отсутствие четкого понятийного аппарата является причиной несовершенства правового регулирования предупреждения коррупции административными средствами. Вследствие этого большинство усилий, направленных на применение норм, регулирующих вопросы предупреждения коррупции в рамках административного воздействия, в большей степени приобретают разрозненный, а не комплексный, единый характер. Самым ярким пробелом актуальной нормативной базы по изучаемому вопросу является то, что на законодательном уровне не урегулировано соотношение (разграничение) понятия «коррупционное правонарушение» с понятием «коррупционное преступление», «коррупционный проступок».
Российскому законодательству свойственно четкое понимание необходимости противодействия коррупции, того факта, что соответствующие мероприятия должны осуществляться не только специализированными органами, но и обществом в целом, а разрозненные направления должны быть сконцентрированы в государственной антикоррупционной политике и иметь системный характер. Вместе с тем, в действующем Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» до настоящего времени не выстроен единообразный подход к определению понятия «коррупционное правонарушение» и его признаков.
Четко проработанная нормативная база является основой эффективного предупреждения коррупционных правонарушений. Поэтому, в законодательстве, прежде всего, необходимо зафиксировать понятие административного правонарушения. Так, под административным правонарушением коррупционной направленности следует понимать действие (бездействие) лица, совершенное умышленное либо по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих прямых прав и обязанностей.
О коррупционной составляющей правонарушения будет свидетельствовать наличие элементов:
подкупа;
использования служебного положения;
нарушения норм, установленных для обеспечения законности порядка государственного управления и в числе прочего в целях предупреждения коррупции [2].
Вместе с тем следует учитывать, что для коррупции характерно не всякое незаконное использование служебного положения, но лишь обусловленное корыстной мотивацией, получением благ и преимуществ.
Таким образом, действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за достаточно большой перечень правонарушений, имеющих коррупционный характер.
Специфика развития федерального законодательства свидетельствует о тенденциях к ужесточению правовых средств предупреждения коррупции и противодействия ей, усилению акцентов на запретах, ограничениях, обязанностях в отношении конкретных лиц, их унификации, ужесточению санкций за нарушение антикоррупционных запретов, усилению контроля и привлечению к административной и уголовной ответственности.
Обратимся к Уголовному кодексу РФ. Санкции за коррупционные преступления предусмотрены в главе под названием «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Коррупционные преступления имеют следующий состав преступления: умышленная форма вины, специальный субъект - физическое лицо, использующее свое должностное положение вопреки законным интересам общества и государства, связь деяния со служебным положением субъекта, корыстный мотив.
Рассмотрим дело № 1-17/2024 Орехово-Зуевского городского суда. Гражданин Н совершил получение должностным лицом лично взятки в виде денег за общее покровительство и попустительство по службе, в значительном размере.
В своей деятельности Гражданин Н осуществлял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, а именно: осуществлял руководство возглавляемым им участком (сменой); контролировал качество технического обслуживания поездов на ПТО; содействовал правильному и эффективному применению систем премирования работников смен; контролировал соблюдение работниками смены трудовой и производственной дисциплины; по окончании смены анализировал результаты работы смены, выявлял недостатки в работе и докладывает начальнику ПТО. Также Гражданин Н имел право производить расстановку рабочих в соответствии с технологическим процессом, их квалификацией и специальностью, вносить предложения о перемещении излишних рабочих на другие производственные участки; вносить предложения о привлечении рабочих к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой и производственной дисциплины и т.п.
В определенный период времени , Гражданином Н были получены взятки от осмотрщиков-ремонтников вагонов, находящихся в его подчинении, за которые он обеспечивал получение его подчиненными вознаграждения из Фонда мастера, выплачиваемого работникам структурных подразделений филиала ОАО «РЖД», а также обеспечивал подчиненным общее покровительство и попустительство по службе, выражающееся в непривлечении их к дисциплинарной ответственности, уменьшении непосредственного контроля за последними по службе, непринятии мер по выявлению нарушений служебной дисциплины с их стороны.
Таким образом, Гражданин Н был признан виновным за получение взятки и было назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы, со штрафом 300 000 рублей, с лишением права занимать должности связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, сроком на три года.
Вполне возможно, что Гражданин Н полагал, что не понесет уголовное наказание за свои действия. Но как упоминалось раннее – в коррупционных преступлениях всегда прямой умысел, соответственно, лицо осознавало незаконность своих поступков и понесло суровое, но справедливое наказания.
Вместе с тем, одними только законодательными нормами и запретами добиться существенных результатов в предупреждении коррупции не представляется возможным.
Формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям в обществе должно быть положено в основу развития антикоррупционного сознания. Граждане должны понимать природу коррупции и ее последствия, что предопределяет необходимость воздействия в области образования, просвещения, объективного информирования граждан. Особое внимание необходимо обратить на формирование и развитие правового мышления и правосознания среди работников железнодорожной отрасли, так как эта категория оказывает огромное влияние на развитие экономики нашей страны и коррупция в данной сфере недопустима.
Помимо развития правовой культуры одним из эффективных методов предупреждения коррупции может стать стимулирование такого поведения работников железнодорожной отрасли, в которой нормы и ценности гражданина базируются не только на организационно-правовом распорядке, но на этическом кодексе нравственных качеств личности.
Также антикоррупционная подготовка в процессе образования должна включать механизмы формирования антикоррупционного сознания граждан в целом.
Антикоррупционное просвещение представляет собой деятельность компетентных субъектов правоотношения, направленную на правовую подготовку и систему убеждений по реализации антикоррупционного воспитания и образования граждан, путем соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, формирования антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры граждан. Основными целями антикоррупционного просвещения являются формирование антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения, повышение уровня правосознания и правовой культуры.
Таким образом, помимо законодательного регулирования, целенаправленное государственное управление сферой антикоррупционного образования, информирования и просвещения способны стать эффективным средством предупреждения коррупционных правонарушений.
Список использованной литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.10.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 1 (ч. 1). – Ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.10.2024).
3. Кукин Н. А. Коррупционное правонарушение: научно-практические проблемы определения понятия, состава, субъекта // Молодой ученый. – 2020. – № 16 (306). – С. 93-101.
4. Михалева Е.А. Основные направления формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся на современном этапе // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». Тульской образовательное пространство. 2017. – № 4. – С. 123-125.
5. Россия в Индексе восприятия коррупции – 2019 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р». – Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ross....
6. Соколов А.Ю. Административное право Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2016. – 352 с.
7. Хашаева А.Б. Формирование антикоррупционного сознания у молодежи // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. – 2014. – № 2 (29). – С. 106-109.
8. Ягодин Р.С. Противодействие коррупции // Ленинградский юридический журнал. – 2017. – № 2. – С. 259-265.
Автор статьи: юрисконсульт АО "ПУЛ транс" Старовойтова П.С.