Эксплуатационные испытания маневровых тепловозов

В 2020 году холдинг «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) и АО «Порт Усть-Луга транспортная компания» («ПУЛ транс») заключили соглашение о проведении эксплуатационных испытаний первого модернизированного тепловоза ТЭМ14М. Подписание состоялось на полях форума «Транспортная неделя–2020», проходившего в Москве с 18 по 20 ноября.
Стороны договорились произвести эксплуатационные испытания маневрового тепловоза ТЭМ14М на территории порта Усть-Луга, расположенного в Ленинградской области. В течение года маневровый оператор «ПУЛ транс» испытывал машину на пределе заявленной мощности. Техника была задействована в обработке разных типов грузов, поступающих в порт Усть-Луга.
ТЭМ14М представляет новое поколение мощных маневровых тепловозов, созданных на базе серийно выпускаемых локомотивов ТЭМ14, и значительно усовершенствованных по ряду параметров. Модернизированный тепловоз позволяет осуществлять маневровую работу с составами свыше 6 000 тонн. Ключевая особенность усовершенствованной модели в том, что он оборудован дизель-генератором ДГ900Т с двигателями нового поколения 6ДМ-185Т, разработанными на Уральском дизель-моторном заводе (УДМЗ, входит в СТМ).

По результатам эксплуатационных испытаний АО «ПУЛ транс» был составлен подробный отчёт.
Локомотив ТЭМ14М №0001 с февраля 2021 года по февраль 2022 года эксплуатировался на станции Лужская Октябрьской железной дороги и терминалах морского торгового порта Усть-Луга.
За этот период локомотиву ТЭМ14М №0001 были проведены следующие виды технического обслуживания и ремонта:
ТО-2 — 26 (с интервалом 10 суток);
ТО-3 — 2 (14.05.2021, 13.11.2021);
ТР-1 — 2 (13.08.2021, 11.02.2022);
Внеплановых ремонтов — 9.
Локомотив серии ТЭМ14М по сравнению с локомотивами серии ТЭМ7 имеет преимущество в периодичности технических ремонтов, так ТР-2 (с переборкой дизеля) выполняется с интервалом 5 лет
(для ТЭМ7 — 2 года), а СР с интервалом 10 лет (для ТЭМ7 — 8 лет).

Эксплуатационная работа.
Локомотив ТЭМ14М №0001 в период с февраля 2021 года по февраль 2022 года выполнял межпарковые передачи из парков Южный, Северный, Нефтяной в парк Приема и в обратном направлении с парка Отправления Сортировочной системы в выставочные парки станции, в связи с превышением веса составов для локомотивов серии ТЭМ7. При максимальной норме веса 1700 тонн для серии ТЭМ7 с выставочных парков в парк Приема локомотивом ТЭМ14М переставлены составы весом 1731-2731тонн, также при максимальной норме с парка Отправления в выставочные парки 6500 тонн, переставлены составы весом 6534-6718 тонн.
На терминалы морского торгового порта Усть-Луга локомотивом ТЭМ14М также подаются составы с превышением веса для серии ТЭМ7. Количество вагонов в подаче от 71 до 90 вагонов, вес от 7029 до 8910 тонн.
Таким образом, при использовании локомотива ТЭМ14М, не меняя технологии работы терминалов, возможно увеличение количество поданных вагонов более, чем в 2 раза.

Отзыв машинистов тепловоза.
Достоинства:
1. Тепловоз комфортабельный, удобный для локомотивной бригады.
2. Просторная кабина, удобство входа и выхода.
3. Обогрев стекол.
4. Хорошая звукоизоляция кабины.
5. Отсутствие вибрации (не ощущается).
6. Кондиционер и климат-контроль, создают хорошие условия для работы.
7. Наличие холодильника.
8. Мощный, производительный и достаточно надёжный компрессор немецкого производства.
9. Высокая тяговитость ДГУ при низких оборотах дизеля.
10. Удалённость компрессора от кабины.
11. Автоматическое охлаждение дизеля не вызывает вопросов.
Недостатки:
1. Неверное расположение кресла машиниста. Сидя прямо в кресле, нет обзора в переднее стекло.
2. Ограничен обзор из кабины при движении вперёд со стороны правого пульта и назад со стороны
левого пульта из-за высоты пульта управления (занимает половину окна).
3. Расположение свистка у подножек создает дискомфорт при работе составителей поездов, сильно
бьёт по ушам.
4. Сферические зеркала заднего вида искажают расстояние до вагонов.
5. Нет микроволновой печи для подогрева еды.
6. Некачественная сборка систем охлаждения (частые течи охлаждающей жидкости).
7. Длительный провал нагрузки после запуска 2-го дизеля в тяге на рабочем режиме.
8. На рабочем режиме нет возможности запустить 2-ой дизель из кабины, не переключая режим
работы дизеля.
9. Тепловоз склонен к боксованию (из-за быстрого набора мощности или не хватает веса,
догружатель не спасает).
10. На тепловозе достаточно жёсткие тормоза, имеется склонность к «юзу». Тормозить необходимо
очень аккуратно и плавно. Давление больше 2 кгс/см2 в ТЦ лучше не допускать (ступень
торможения 0,8 кгс/см2).
11. Указатель уровня охлаждающей жидкости имеет очень большую погрешность.
12. Маленькое отверстие в облицовочной панели к ключу ЭПК.
13. Сложно подобраться к секциям охлаждения дизеля для осмотра.
14. Не предусмотрена возможность закрытия боковых жалюзи - в холодное время неработающий
дизель быстро остывает.
15. Нет автоматического запуска дизеля при падении температуры до 45–50°C, чтобы не гонять
дизель на холостых оборотах при ненапряженной работе.
16. Рукав ТМ расположен ниже и дальше от автосцепки; затруднен доступ с противоположной стороны при объединении концевых рукавов.